![]() |
Катушка зажигания отвечает за высокое напряжение для свечей зажигания и присутствует в контактной, бесконтактной, электронной системах. Если в ее функционировании возникнут перебои, задержки подачи тока на свечи, то нарушится цикл работы двигателя, так как воздушно-топливная смесь будет воспламеняться с опозданием. |
Для проверки катушки зажигания есть один популярный способ, который не стоит использовать. Его часто применяют неграмотные автовладельцы и мастера "гаражных" непрофессиональных мастерских. Проверка заключается в том, что из корпуса двигателя выкручивают свечу зажигания, вставляют в высоковольтный провод и прижимают к корпусу мотора. Затем двигатель запускают - между корпусом и свечой проскакивает огонек голубоватого цвета, который и является искрой. Существенным недостатком данного метода является возможность получить удар током высокого напряжения, а так же сжечь вполне исправную катушку, или ключи её управления в электронном блоке управления двигателем.
Для правильной и полноценной проверки катушки зажигания нужно обратиться в автосервис. Если вы хотите сделать все сами, то необходимо изготовить специальные приспособления - разрядники, так как проверка при помощи обычной свечи зажигания мало эффективна из-за того, что для пробоя её искрового зазора на воздухе, нужно гораздо меньшее напряжение, чем для пробоя этого же зазора в цилиндре двигателя, где рабочее давление 6 - 10 Атм. Для создания схожих условий нам нужно увеличить размер искрового зазора в несколько раз.
Для проверки катушек контактных систем зажигания, разрядник можно изготовить из любой мотоциклетной свечи с низким центральным изолятором и короткой резьбой, просто удалив боковой электрод. При этом, получаем искровой зазор порядка 3 мм., вполне достаточный для проверки работы катушки. Для удобства, можно на обычном винтовом хомуте, притянуть к резьбе свечи электрический зажим "крокодил", продающийся в любом автомагазине и цеплять этим зажимом свечу на "массу" двигателя при проверке катушки, в любом доступном месте.
Следует обращать внимание на герметичность катушек зажигания, в которых используется трансформаторное масло. Потёки масла на таких катушках, свидетельствуют, как правило, о закипании его в результате пробоя, замыкания витков высоковольтного трансформатора.
Чтобы проверить современные сдвоенные катушки зажигания, нужен искровой зазор уже 8-10 мм. Для получения разрядника с таким зазором, придётся обрезать резьбу у обычной автомобильной свечи с высоким изолятором центрального электрода. Резьба обрезается вокруг изолятора ножовкой, или болгаркой, оставив примерно 5 мм. у шестигранника свечи. На этот остаток резьбы достаточно накрутить ввёртыш для восстановления свечных отверстий в "головке" двигателя. Ввёртыш можно также купить в автомагазине. У разрядника такой конструкции будет требуемый зазор около 9 мм. от резьбы ввёртыша до центрального электрода свечи. Катушку перед проверкой стоит снять с машины и осмотреть на наличие пробоев изоляции корпуса.
Что бы обойтись без помощника, крутящего стартером двигатель при проверке катушки с места водителя, можно изготовить простейший выключатель. Для его изготовления нужно купить около трёх метров провода, сечением 2,5 - 3 мм., три внутренних клеммы ("мама"), любой выключатель (например, выключатель света ваз 2110) и выше упомянутый зажим "крокодил". Режем провод пополам. На два конца одного куска провода одеваем и обжимаем внутренние клеммы, на один из концов оставшегося куска провода тоже, а на оставшийся конец, одеваем и обжимаем "крокодил". Находим пару контактов на выключателе, которые замыкаются между собой при его включении и надеваем на них концы обоих частей провода с внутренними клеммами. Теперь конец провода с зажимом "крокодил", одеваем на плюсовую клемму аккумулятора, а оставшийся конец провода с внутренней клеммой, на контакт втягивающего реле стартера, предварительно сняв с него штатный провод, идущий от замка зажигания. После этого, нажав кнопку, можно из под капота, без помощника, включить стартер и проверить катушку, предварительно включив зажигание.
При проверке катушек не стоит забывать о технике безопасности. Проворачивать мотор стартером, можно только включив предварительно на КПП нейтраль и не касаться при этом высоковольтных проводов и катушек руками. На инжекторных моторах, желательно при проверке системы зажигания, разъединить разъём жгута форсунок, для предотвращения запуска двигателя, или смывания масляной плёнки со стенок цилиндров топливом, поступающим через работающие форсунки при отсутствии искры. На карбюраторных двигателях, при проверке катушки, нужно полностью открыть обе дроссельных заслонки, для продувки цилиндров и предотвращения заливки свечей бензином. Это можно сделать из под капота, нажав на трос (тягу) привода дросселей. Воздушная заслонка при этом, должна быть полностью открыта.
Искра на разрядниках должна быть яркой, голубого цвета. Если искра слабая, красного цвета, катушку нужно заменить.
Пользуясь этим способом можно самостоятельно проверить исправность катушки зажигания и высоковольтных проводов не на все 100%. Проверяется только наличие нормальной искры и отсутствие явных пробоев. Более полную проверку системы зажигания, можно проверить только при наличии мотортестера (осциллографа) и умения им пользоваться.
![]() |
Основные неисправности тормозов |
![]() |
Забит катализатор |
![]() |
Промывка системы охлаждения двигателя |