![]() |
Систему охлаждения двигателя, или СОД, надо поддерживать в чистоте, в противном случае силовой агрегат будет перегреваться, что обернется потерей мощности, непредвиденными поломками и сокращением срока его службы. |
В процессе эксплуатации система охлаждения двигателя неминуемо засоряется благодаря отложению на стенках различных веществ. Этот налет, появляющийся в результате процессов накипи и окисления, состоит из частичек пыли, мусора, металла, резины, которые месяцами и годами накапливаются внутри трубок. Его появлению способствуют и сами характеристики охлаждающей жидкости, которая склонна к окислению, и причем нет особой разницы - используете вы тосол или антифриз. Слой отложений уменьшает сечение трубок, что усложняет процесс теплообмена и ведет к перегреву двигателя.
Для нормального функционирования системы охлаждения мотора периодически необходимо делать ее промывку: оптимальный вариант — чистка при каждой замене охлаждающей жидкости. Для процедуры используют специальные присадки для отслоения накипи или же уксус. Определить, нужна ли она, несложно по состоянию антифриза, который сливается: если тот без осадка, примесей, сохранил свой цвет, с промывкой можно пока повременить или же "прогнать" по СОД дистиллированную воду — обычная содержит много примесей и солей, которые неминуемо осядут на трубках. Если антифриз утратил свои первоначальные свойства, значит, надо воспользоваться специальными жидкостями для промывки системы охлаждения двигателя, которые эффективно снимают налет.
Эта процедура делается только после того, как мотор полностью остыл. Сначала сливается старая жидкость, потом откручивается крышка расширительного бака, под автомобиль устанавливается емкость для отработанного продукта, и откручивается нижняя пробка радиатора. Как только антифриз вытечет полностью, емкость перемещают под пробку слива на моторе и откручивают ее. После того, как старая жидкость будет слита, пробки закручивают, заливают в систему жидкость для промывки и запускают двигатель. Во время его работы средство циркулирует по системе и удаляет отложения; время "прогона" обычно указывается производителем на упаковке. Как только оно истечет, мотор глушат, дают ему остыть и сливают жидкость; если она сильно загрязнена, процедура повторяется до тех пор, пока та не станет чистой, после чего в систему заливают свежий антифриз.
Само средство для промывки системы охлаждения можно приобрести в любом автомагазине. Широкая линейка представлена различными известными производителями автохимии: Hi-gear, Liqui Moly, LAVR, Bizol и другими.
Некоторые водители используют так называемый "принудительный" вариант, когда СОД промывается обычной водой под напором. Такой вариант плох тем, что вода из-под крана богата на примеси, которые мы можем увидеть в виде накипи в чайнике. Очищая СОД, рекомендуется заодно удалить и загрязнения из радиатора — туда часто забивается пыль, листья, насекомые и мусор.
Существуют и народные средства для очистки СОД. Например, многие рекомендуют лимонную кислоту. Разведя порошок в теплой воде, его можно использовать вместо промывочной жидкости. Кто-то советует молочную сыворотку, но с ней нужно поездить несколько дней. А вот Кока-кола как-раз таки больше не помогает. Раньше в ней содержалась ортафосфорная кислота, и ей можно было очищать металл, но в современной действительности такого уже не происходит, кислоты в Коле больше нет.
Нередко в процессе появляется воздушная пробка, которая устраняется или заездом передней части машины на какое-нибудь возвышение, или отсоединением патрубка дроссельного узла.
Другой неоспоримой причиной, из-за чего необходимо производить промывку - является то, что зимой может снизиться эффективность работы салонного отопителя - "печки", и вы попросту начнете замерзать в машине.
Кстати, хорошей поддержкой стабильной работе двигателя в зимний период является специальное одеяло для двигателя - автотепло.
![]() |
Чистка дроссельной заслонки |
![]() |
Почему запотевает лобовое стекло в авто? |
![]() |
Скол на лобовом стекле. Ремонт стекла |